вторник, 13 марта 2012 г.

Липкий "скупой"


..Мир держится на слонах, слоны на черепахе, черепаха на скотче…

Из разговоров

Главным условием работы в сложный в экономическом отношении период становится выживание. А многие компании научились использовать это время в свою интересах. Например - корпорация ЗМ, которая даже в период Великой депрессии в США научилась процветать.
30-е годы в США ознаменовались начатом Великой Американской депрессии. Опытный аналитик сказал бы, что нет худшего времени для вывода нового продукта на рынок. Из-за недостатка денег люди экономят, не покупают ничего лишнего, стараются дольше использовать уже имеющиеся в доме вещи.
И экономить им помогает клейкая лента. Изобретение технического лаборанта компании Ричарда Дрю, изначально предназначенное для покрасочных работ, находит неожиданно широкое применение на потребительском рынке. Даже само название продукта и торговая марка, под которой ЗМ его запускает, были под стать окружающей атмосфере рачительности - Scotch (Scotch в переводе с английского означает "шотландский", другое значение слова - "скупой").
Начнём с того, что скотч не был изобретён шотландцем или шотландкой, и даже случилось это не в Шотландии. Скотч придумали в Америке, и вот как это было.
...В 1923 году молодой человек по имени Ричард Дрю, игрок на банджо (этот факт почему-то принято указывать), устроился на работу в компанию, скромно занимающуюся производством наждачной бумаги. В фирме Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас название этой крупной корпорации сократилось до ЗМ) ему была уготована должность лабораторного техника. Собственно, с наждачкой ему и нужно было работать. Правда, исследовательское подразделение ЗМ пыталось освоить новые виды деятельности и разрабатывало водонепроницаемые покрытия, экспериментируя с целлофаном. Игроку на банджо эти обёртки были интересны, но в тот момент его работодатель тестировал по магазинам и автосервисам свою новую шкурку "Wetordry", и Дрю было поручено следить за этим процессом. Как-то раз, находясь в автомастерской, Ричард заметил, что мастера, занимающиеся покраской кузовов автомобилей, испытывают затруднения: там, где поверхность нужно было покрасить двумя или более цветами, разделительные линии получались неаккуратно, Хотя для защиты одной окрашенной плоскости и применяли бумажки под названием Kraft Paper, при удалении этих бумажек они отделялись вместе с краской. В общем - неудобно это было, И Дрю пообещал маляру что-нибудь придумать.
Через некоторое время - в 1925 году - Ричард действительно принёс этому работнику клейкую ленту шириной 2 дюйма (5 см) с пластырем на каждом краю, "Автоживописец" решился использовать опытный образец в деле: но когда собрался наносить другой цвет, заметил, что лента Дрю скукожилась. Только тогда мастер внимательно изучил ленту и понял, что клеится она только по краям, а в середине - нет (теперь говорят, что Ричард не сделал образец полностью липким из соображений экономии). А так как в те времена о шотландской бережливости, а точнее - скупости, ходили легенды, то рассерженный маляр в сердцах воскликнул: "Заберите эту ленту, отправьте вашим шотландским боссам, и скажите им, чтоб сделали её более клейкой!" Понятно, что никаких "Scotch bosses" у Дрю не было, но словечко к ленте как будто приклеилось, а изобретатель продолжил эксперименты, С этой целью в июне 1929 года игрок на банджо заказал 90 метров целлофана, В процессе усовершенствования Ричарду пришлось решить множество проблем, вроде равномерного распределения клеящей массы по поверхности ленты и так далее. На доработку ушло около 5 лет, и 8 сентября 1930 года первый рулончик "шотландской" целлофановой ленты был отправлен на пробу клиенту а Чикаго. Ответ от него пришёл ободряющий: "Можете не сомневаться и не экономить, выпуская это изделие на рынок. Объём продаж оправдает все расходы".
Первый в мире скотч был сделан из каучука, масел и смол на целлофановой основе. Он был водонепроницаем и противостоял широкому диапазону температур. Впрочем, изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари, бакалейщики и упаковщики мяса. Но люди, вынужденные экономить в период Великой Депрессии, сами придумали сотни новых способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. Тут-то скотч и встретился с порванными страницами книг и документами, сломанными игрушками, не заклеенными на зиму окнами и даже обветшавшими купюрами.
С помощью ленты Scotch хозяйки заклеивали пакеты с молоком, чтобы оно дольше не закисало, чинили игрушки и книги, фермеры заклеивали треснувшие индюшачьи яйца, а, кроме того, давали достойный отпор прожорливым грызунам: они приматывали электрический фонарь к стволу ружья, что позволяло им видеть непрошеных гостей в темноте и уберечь урожай от ночных набегов. Чтобы, не срывая арбуз, узнать сладкий ли он, был придуман оригинальный способ: вырезать серединку и посмотреть мякоть. Если мякоть не достаточно спелая, кусочек возвращали на место, заклеивали лентой и оставляли дозревать.
Лентой заклеивали крошечные дырочки на стеклах, а также с ее помощью продлевали жизнь полированному столу: на донышки стаканов и пепельниц наклеивали клейкую ленту, и с царапинами было покончено.
К началу Второй мировой войны клейкая лента стала настолько незаменимой в домашнем хозяйстве, что компания ЗМ даже запустила рекламный ролик по телевидению с извинением перед домохозяйками за отсутствие клейкой ленты Scotch в магазинах.
Заводы компании выполняли государственные заказы. "Как только мы победим, - говорил диктор в рекламном ролике, - клейкая лента вернется в ваши дома и офисы!" Незаменимость ленты подтверждается и тем, что был выпущен музыкальный рекламный ролик со специальной песней про ленту Scotch, помогающую создавать прическу.
В 1932 году менеджер ЗМ по продажам Джон Борден придумал дополнить рулон скотча "встроенным" лезвием, что существенно облегчило использование ленты. Некоторые другие усовершенствования, а также расширение ассортимента происходили в 1945, 1961, 1995 и 1997 годах.
На сегодняшний день в семействе скотчей ЗМ более 900 наименований. Насколько успешно сложилась жизнь самого изобретателя Ричарда Дрю, сказать трудно. Ни о том, что он сказочно разбогател, ни о том, что умер в нищете, не сообщается. Даже с годами жизни путаница. По одним данным, он прожил с 1886 по 1982 годы, то есть - почти сто лет, 96. По другим - с 1899 по 1980, значит - 81 год. "Интересная газета. Загадки цивилизации" №3 2012 г.

Комментариев нет: