Мауриц Корнелис Эшер с трудом окончил среднюю школу и был отчислен
за неуспеваемость из технического колледжа. Он мечтал стать
архитектором, но стал художником, точнее гравером. Его называли
«холодным чертежником» и корили за «излишнюю интеллектуальность». Но
когда Маурицу исполнилось 30 лет, его имя уже гремело по всей Европе.
Пять уникальных выставок в Швейцарии и Голландии всего за один год - это
не шутка!
Вверх по лестнице, ведущей вниз
При этом имя Маурица Корнелиса Эшера, родившегося в 1898 году в
небогатой голландской семье и умершего в 1972 году богатым, знаменитым,
посвященным в рыцари нидерландской королевой Вильгельминой, мало что
говорило людям, живущим в соцлагере. Ясное дело: чем может привлечь
советских людей человек, чьего сына крестил в свое время Муссолини и
чьими произведениями (с точки зрения художника) серьезно интересовался
Адольф Шикльгрубер.
Правда, тот же Адольф, став Гитлером, велел арестовать и сгноить в
лагерях учителя Эшера Самюэля де Месквита - по национальному признаку. И
до самой смерти Мауриц Эшер хранил сделанный учителем набросок, на
котором четко был виден отпечаток немецкого сапога.
Так что в нем, в Эшере? Чтобы это понять, достаточно взглянуть на его
картины. Но не просто взглянуть, а смотреть долго, вдумчиво, пытаясь
представить себя внутри изображения. Ведь это так легко на первый
взгляд: относительно несложная графика, серенькая цветовая гамма,
трехмерное пространство. Стоп! Вот тут и начинается самое-самое то, что
может свести человека с ума. Нет такого пространства! Есть, утверждал
художник. Вы его видите, значит, оно есть. Но если человек заурядный
только попробует последовать за
монахами в гравюре «Восхождение и спуск», рискнет мысленно пожить в
«Доме лестниц» или окунуться в «Водопад», то он почувствует, как
постепенно лишается рассудка.
Странные игры
А вот что говорил о своем творчестве сам Эшер: «Все мои произведения —
это игры. Серьезные игры. Все, что я делаю, - это игра. Я просто пытаюсь
сложить маленьких зверушек вместе, я не нахожу, что это легко, но
получаю невероятное удовольствие, находя способ соединить их. Меня
забавляют все вопросы, которые возникают, когда я работаю. Эти вопросы
дразнят меня, и мое самое большое удовольствие — это понять, о чем они, а
затем найти ответы на них. Потом я делаю оттиск, чтобы другие смогли
разделить
мою радость». "Тайны ХХ века. Золотая серия" №3-с 2011 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий